Технический осмотр легковых автомобилей: европейский стандарт или украинская фикция?
Обязательная сертификация автомобилей зацепила уже большинство покупателей зарубежного автотранспорта. Также это непосредственно коснулось владельцев автомобильных салонов, импортирующих машины в Украину. Обязательный технический контроль (ОТК) в основном относится к автовладельцам грузовиков, автобусов и маршруток, которые зарабатывают с их помощью деньги. Тем не менее в скором времени данная процедура упадет на головы владельцев легковых авто.
Так или иначе, Украина и ЕС уже подписали соглашение об ассоциации, согласно которой к нам должен вернуться обязательный технический контроль. Предполагается, что это сведет к минимуму количество ДТП, причиной которым являются неисправности машин. Но, если подход к прохождению техосмотра останется прежним, что-нибудь хорошее из этого вряд ли получится.
На данный же момент, решение Министерства инфраструктуры и инициативы “О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в сфере безопасности эксплуатации колесных транспортных средств”, процесс проведения ОТК и сертификация скорее похожи на фикцию, нежели на реально работающую процедуру. Некоторые моменты можно, конечно, списать на привычки некоторых водителей решить все проблемы “на месте”. Открытым пока что остается вопрос – кто в этом виноват и с кого спрашивать. Также остается под вопросом, попадает ли что-либо в бюджет после таких “решений”.
Сейчас попробуем посмотреть, какие чудеса творятся в компаниях, занимающихся техосмотром. Например, одна из таких фирм на протяжении марта 2019 года проверила 2634 автомобилей. Получается 85 ОТК в день, при том, что каждая процедура довольно сложная и занимает немало времени. Если предположить, что вся компания работает 24 часа в сутки и 7 дней в неделю, то получится в среднем 3,5 проверки за час. То есть на 1 машину понадобиться около 17 минут. Следует отметить, что на каждую процедуру техосмотра необходимо как минимум 40 минут, но никак не 17.
Монополизация рынка зашла настолько далеко, что не обошлось без вмешательства депутатов ВРУ. Премьер-министр Украины получил обращение от депутата Петра Павловского по поводу создания искусственной монополии, созданной при содействии должностных лиц Мининфраструктуры Украины. Павловский привел документы, согласно которым до 2017 года в Украине создали 7 учреждений, проводящих сертификацию, из которых 6 было государственных. Довольно быстро в государственных компаниях отозвали лицензия, а их место заняли частные фирмы, которые превратили процесс сертификации в банальную торговлю документами.
Отдельного внимания заслуживает процедура сертификации ГБО (газобалонное оборудование). Сейчас данная услуга стоит около 3 тыс. грн, что в 5 раз выше, чем было раньше. Но даже при таких расценках сертифицированным центрам довольно тяжело обслуживать всех желающих. Из-за этого может увеличиться количество фейковых осмотров и начаться торговля сертификатами, что приведет к критике европейских чиновников. Владислав Криклий, занимающий должность министра инфраструктуры, обещал разобраться с ценообразованием и аккредитацией фирм, но так ничего и не сделал.
По словам юриста Игоря, большинство украинцев продолжают действовать по старой схеме, предпочитая заплатить необходимые деньги и получить спустя полчаса всю соответствующую документацию. Даже если не брать во внимание моральность таких поступков и не беспокоиться по поводу безопасности на дороге, то, следует отметить, что после эпидемии коронавируса и открытия границ, выехать в Европу на машине с липовым техосмотром вряд ли получится.
Если Вам не хочется попасть впросак с техническим контролем, желательно подойти к данному вопросу со всей ответственностью, выбрав не только надежную компанию, но и лично проверив процесс его проведения.
К сожалению не все автолюбители в курсе основного правила проведения ОТК – вся процедура должна проходить в личном присутствии автовладельца. Поэтому, если Вам не позволяют присутствовать во время проведения техосмотра, то – либо требуйте своего присутствия на процедуре, либо смените фирму.
Касательно ОТК, то особое внимание следует уделить следующим моментам:
- необходимо проверить тормозную систему;
- измерить дымность выхлопных газов авто, оборудованных под бензин или газ;
- измерить окись углерода в выхлопных газах двигателя под бензин или газ;
- проверить фары ближнего и дальнего света, противотуманные фары.
Прохождение ОТК, конечно же не является гарантией безопасности на автодорогах, но, по крайней мере, может значительно уменьшить риск возникновения неприятных ситуаций во время вождения.