Новая схема растаможки иномарок
30. 03. 2021

Новая схема растаможки иномарок

30. 03. 2021

В следующем году начнет действовать новая схема растаможки иномарок

Офисом Национального совета реформ был предложен новый вариант процесса растаможивания иностранных автомобилей. Схема растаможки будет заключаться в следующем:

  • весь процесс растаможки иномарки будет происходить с помощью мобильного приложения «Дия»;
  • сумма таможенных пошлин будет зависеть от вида двигателя и времени, сколько автомобиль был в эксплуатации;
  • НДС также будет рассчитываться по-новому.

По мнению руководителей Офиса простых решений и результатов, обновленный алгоритм растаможки позволит уменьшить её ценник чуть ли не на 25-30%. По обновленной схеме, чем больше возраст автомобиля, тем меньшую сумму придется за него оплатить. В Офисе отметили еще одну положительную черту обновленной схемы — значительное уменьшение коррупционного фактора, который смог бы существенно взвинтить цены до заоблачных показателей.

Несмотря на позитивно настроенных служащих Офиса Национального совета реформ, многие эксперты склоняются к более пессимистическим прогнозам. Они считают, что новые правила растаможивания повлекут НЕ понижение, а повышение стоимости растаможки иностранных авто. При этом коррупция не исчезнет, ??а просто сменит свою форму, чтобы адаптироваться к новым условиям. Таким образом автовладельцы просто получат новые коррупционные схемы вместо старых.

Обновленная формула расчета с коэффициентом эксклюзивности

В основу новой формулы расчета ценника на растаможку будет заложен акциз. Размер акциза определяется с учетом базовой ставки (зависит от возраста машины), объема двигателя, коэффициента вида топлива, коэффициента мощности (лошадиные силы) и коэффициента эксклюзивности, который является абсолютно новым для отечественного автомобильного рынка.

По состоянию на 2022 базовая ставка может достичь следующих показателей:

  • новые авто — 2,2;
  • автомобиль, в возрасте от 1 года — 1,9;
  • авто, возрастом не менее 2-х лет — 1,65.

Чем больше автотранспорт находится в эксплуатации, тем ниже значение коэффициента. К примеру, для автомобилей в возрасте от 6 лет, коэффициент составит 1, а для машин в возрасте 11-15 лет — всего 0,7.

Ежегодно базовая ставка будет уменьшаться. Таким образом, в 2023 году базовая ставка будет иметь следующие показатели коэффициента:

  • новые машины — 2,07 (вместо 2,2)
  • однолетние авто — 1,79 (вместо 1,9)
  • машины в возрасте от 6 лет — 0,94 (вместо 1);
  • автотранспорт, который в течение 11-15 лет находился в эксплуатации — 0,62 (вместо 0,7).

Уже в 2027 году прогнозируются следующие показатели базовой ставки:

  • новые легковушки — 1,54;
  • авто от 1 года эксплуатации — 1,33;
  • шестилетние машины — 0,7;
  • 11-15-летние автомобили — 0,49.

После 2027 базовая ставка снижаться больше не будет.

В зависимости от мощности двигателя рассматривают следующие коэффициенты:

  • не более 250 л.с. — 1;
  • от 251 до 300 л.с. -1,2;
  • от 301 до 350 л.с. — 1,5;
  • более 350 л.с. — 2.

В зависимости от типа двигателя действующими будут следующие коэффициенты:

  • бензиновый двигатель — 1;
  • дизельный — 1,2;
  • гибрид — 0,5.

А теперь о коэффициенте эксклюзивности. Он будет следующие значения:

  • для не эксклюзивный марок автомобилей — 1;
  • для эксклюзивных авто — 2.

Под эксклюзивностью следует понимать то, насколько автомобиль является уникальным. Скорее всего, здесь речь идет об элитных модели иномарок, тюнингованных авто, машинах лимитированного выпуска и тому подобное.

Планируется изменить также и расчет НДС. Если сейчас НДС составляет 20% от цены автомобиля, то в дальнейшем он будет достигать 20% от суммы акциза. А это уже совсем другие суммы.

Пошлину в размере 10% хотят отменить.

Другим интересным нововведением является растаможка с помощью приложения «Дия». Водителю будет достаточно заполнить анкету, введя все необходимые показатели автомобиля и сумма рассчитывается автоматически, а потому — без коррупционных схем.

Таможенные брокеры исчезнут

Сейчас основным фактором, влияющим на стоимость растаможивания является оценка стоимости машины. Поскольку при расчете размера НДС и пошлины отталкиваются именно от цены авто, то, чем выше его стоимость, то тем больше придется заплатить автовладельцам.

При расчете стоимости растаможки таможенники принимают во внимание цены аналогичных автомобилей в салонах и на втор рынке Европы с учетом амортизации. Однако, на практике оценочную стоимость автомобиля значительно завышают, так что в результате цена растаможки также получается значительно выше, чем должно быть. Например, даже если вам повезло купить авто на европейском рынке за 500-600 евро и у вас есть договор купли-продажи, куда занесена эта цена, то для таможенников этого мало. Они могут в документах растаможка оценить машину на сумму в несколько раз выше. И уже от этой стоимости придется платить налоги.

Как вариант, за 500-700 $ можно нанять специального брокера, который сможет договориться за как можно более выгодную оценку автомобиля.
Но даже в таких случаях сбить оценку реальной стоимости авто почти невозможно. В большинстве случаев все равно приходится переплачивать. Однако, иногда удается уменьшить ценник даже ниже средней стоимости подобного авто на рынке. Многое зависит от размера комиссии.

По подсчетам Офиса президента, через подобные манипуляции бюджет ежегодно теряет около 400 — 400 млн долл., а в взяточнических карманах остается около 150 млн. долл.
По мнению главы Одесского регионального Офиса простых решений и результатов Олега Михайлика, благодаря автоматическому расчету размера акцизы и пошлины удастся обойти необходимость платить брокерам.

Олег Михайлик отмечает, что даже если нет необходимости уменьшать сумму оценки, то без брокера машину могут даже не дать вывезти из порта.
В Офисе простых решений и результатов подсчитали, что перевод всего процесса растаможивания в приложение «Дия» позволит уменьшить стоимость растаможивания на 30%
Михайлик отмечает, что упрощенная схема растаможки автомобилей уже много лет действует в Грузии. В ней не участвуют ни таможенники, ни, тем более, брокеры. Благодаря этому весь процесс полностью прозрачен, оформление документов занимает не более получаса, а все средства поступают в бюджет.

Старое станет дешевле, а новое — дороже

Однако расчетам по новой формуле могут быть нюансы. Институт исследований автомобильного рынка подсчитал, что в первую очередь снизится стоимость растаможивания элитных марок машин.

К примеру, растаможка Lamborghini Urus, которая в Европе стоит около 230 тыс евро, по новой программе обойдется автовладельцу в 30 тыс, тогда как в нынешних условиях растаможка обошлось бы не менее 70 тыс. грн. Как видим, разница в несколько раз.
Стоит также заметить, что стоимость растаможивания элитных автомобилей будет дешеветь и в дальнейшем. В конце этого процесса платежи по растаможиванию авто должны уменьшиться по сравнению с нынешними, на 70%.

На более бюджетных автомобилях эта разница будет не такой впечатляющей. Например, растаможка 10-летнего Dacia Sandero с литровым двигателем стоимостью около 2 тыс. Евро достигнет в 2022 году 899 евро (в нынешних условиях растаможка обошлось бы в 1239 евро). В 2027 году таможенные услуги для этого автомобиля будут составлять уже 635 евро, что почти вдвое меньше, чем сейчас.

Однако растаможивание некоторых автомобилей может и подорожать. В первую очередь речь идет об автомобилях в возрасте до 5 лет.
К примеру, растаможка пятилетнего Nissan Rogue с двигателем на 2,5 литра будет стоить около 4000 евро, что на 35% больше, чем сейчас.
Такая же ситуация сложится и с новыми иномарками, которые ввозят в Украину для автосалонов. В нынешних условиях для таких авто действуют специальные льготы на растаможку, а при новой системе цена растаможки вырастет на 30-40%, поскольку начнет действовать коэффициент возраста. Таким образом, значительно выгоднее будет завозить именно старые авто со значительным пробегом, что противоречит программе по обновлению автопарка и соблюдению международных экологических стандартов.

Это еще не все…

Глава компании AutoCon-sulting Олег Омельницкий отмечает, что в документах на авто для разных рынков указываются различные показатели мощности. Если измерять мощность будут при растаможивании, то вся новая система растаможивания пойдет под откос.

Если доверять документа на автомобиль, то указанная там показатели мощности могут быть неправильными как в большую, так и в меньшую сторону. Если же перемерить мощность при растаможивании, то есть вероятность возникновения новой коррупционной схемы. Однако на этот раз средства придется платить за уменьшение не оценки стоимости автомобиля, а его мощности.

Олег Омельницкий считает, что не менее интересная ситуация сложится и с коэффициентом эксклюзивности. В частности, непонятно, кто и каким образом он будет проверять. Также возникает вопрос, как вообще определить эксклюзивность автомобиля. Авторы идеи, скорее всего, не учли реалии украинского авторынка, поскольку перегонщик запросто может свернуть шильдик эксклюзивного авто и подогнать его характеристики до нужных показателей, чтобы эксклюзивный автомобиль превратился в не эксклюзивный. В конце концов мы получим ту же коррупцию на таможне, только уже в другом виде.

По мнению соучредителя Института исследований автомобильного рынка Станислава Бучацкого, тот факт, что вопрос растаможивания вышло за пределы евроблях, уже является положительным. На своей странице в Facebook Станислав высказал мнение, что новую систему растаможка стоит доработать, чтобы предупредить возникновение новых коррупционных схем. Также он отметил, что наряду с процессом растаможка для физических лиц, не стоит забывать о представителях автомобильного бизнеса.

По мнению Олега Омельницкого, обновленную систему растаможка будет непросто провести через Верховную раду, поскольку НДС играет важную роль в формировании государственного бюджета. Если его снизить, как это предусмотрено по обновленным правилам растаможка, то в бюджет по НДС будет поступать меньше средств.

А как тогда быть с евробляхами?

Владельцы евроблях убеждены, что их законопроект хотят завалить, несмотря на то, что он уже прошел первое чтение. Если введут обновленную формулу расчета стоимости растаможки, то пошлина на подержанные авто будет значительно ниже, поэтому и потребность в отдельном законе о евроблях отпадет сама собой.

По мнению главы движения АвтоЕвроСила Александра Чернявского, чиновники просто хотят пустить пыль в глаза всем владельцам подержанных авто из Европы, поскольку в предложенной схеме в первую очередь речь идет об уменьшении цены на растаможку дорогих авто. На стоимость растаможивания бюджетных моделей, как считает Александр, это мало повлияет, потому доступных цен ожидать не приходится.

К примеру, растаможка автомобиля возрасте 15 лет с двигателем 2,5 литра обойдется в 2 тыс евро акциза и 400 евро НДС. В сумме получается 2,4 тыс евро, что значительно выше ожиданий «евробляхерив», которые рассчитывают на сумму до 1 тыс. Евро.

Многие эксперты с большей благосклонностью относятся к предложенной системы расчета стоимости растаможки, чем в отдельной формулы расчета для евроблях. По крайней мере, новая система призвана выровнять условия растаможки всех автомобилей.

Как тогда быть с ценами на авто?

В любом случае, введение новой формулы расчета стоимости растаможки автомобилей отразится на их стоимости. В данной ситуации это будет касаться не только в употреблении, но и новых автомобилей.

По предложенной системой ценник на растаможивание новых автомобилей может вырасти через коэффициент возраста, спровоцирует повышение конечной стоимости таких автомобилей. Повышение стоимости может привести к уменьшению количества продаж. Поэтому на автомобильном рынке значительно увеличится сектор продажи подержанных автомобилей, в то время, когда сектор продаж новых автомобилей наоборот — уменьшится.

В дополнение ко всему, стоимость старых автомобилей может уменьшиться, что на фоне новых авто, которые прибавили в цене, будет выглядеть еще привлекательнее.
Несладко придется и украинцам, которые захотят продать собственное авто. Наплыв дешевых б / у автомобилей может всколыхнуть авторынок подержанных машин и значительно обвалить ценник, из-за чего продавцам собственных автомобилей также придется сбросить цену.

Новости
Все новости
Техосмотр Сумы Техосмотр Сумы

Пройти техосмотр транспортного средства (ТО авто, ОТК) в Сумах можно по...

Техосмотр Ровно Техосмотр Ровно

Пройти техосмотр транспортного средства (ТО авто, ОТК) в Ровном можно по...

Техосмотр Хмельницкий Техосмотр Хмельницкий

Пройти техосмотр транспортного средства (ТО авто, ОТК) в Хмельницком можно по...

Новости
Все новости
Техосмотр Сумы Техосмотр Сумы

Пройти техосмотр транспортного средства (ТО авто, ОТК) в Сумах можно по...

Техосмотр Ровно Техосмотр Ровно

Пройти техосмотр транспортного средства (ТО авто, ОТК) в Ровном можно по...

Техосмотр Харьков Техосмотр Харьков

Пройти техосмотр транспортного средства (ТО авто, ОТК) в Харькове можно по...