Шановні клієнти,
Ми зіткнулися з кібератакою на онлайн-ресурси нашої компанії. У зв'язку з цим, наші сервіси (веб-сайт, електронні пошти, телефонні лінії) можуть тимчасово працювати з перебоями. Наша команда активно працює над усуненням даної проблеми. Просимо вибачення за можливі незручності та дякуємо за ваше розуміння.

Дефицит бензина: будет ли топливо и по какой цене?
08. 06. 2022

Дефицит бензина: будет ли топливо и по какой цене?

08. 06. 2022

Проблемы и перспективы рынка нефтепродуктов в Украине сегодня и после войны

Что влияет на стоимость топлива в Украине, и какая цена является справедливой? Очевидно, что бензина и дизеля по 25 грн мы не увидим уже никогда.

Ну, разве что будем бесплатно или очень дешево получать нефть из России в счет репараций, и топливо из нее будет производиться на Мозырском НПЗ, часть мощностей которого Украине передаст в счет репараций уже Беларусь. Это может стать возможным в определенных условиях, и украинским юристам следует изучить правовые аспекты реализации такого сценария, но это точно не произойдет в ближайшие месяцы, а топливо для транспорта нам нужно здесь и сейчас. И на его стоимость на отечественных АЗС влияет целый ряд факторов.

Импортозависимость. Почти все потребляемое сегодня в Украине топливо иностранного происхождения, преимущественно европейского. Да, проектные мощности НПЗ Украины более чем достаточны как для обеспечения ее потребностей, так и для экспорта. Но из семи НПЗ в Украине к концу 2012 года работали, да и то не на полную мощность, только два — Кременчугский и Шебелинский, и за минувшие десять лет ситуация не изменилась. Оба сейчас не работают и возобновят деятельность, вероятно, уже после нашей победы.

Мини-НПЗ, увы, не выход, — до конца войны они вряд ли смогут обеспечить более 10% потребности Украины в топливе даже при поддержке со стороны государства, ведь в 2021 году они произвели его всего около 500 тыс. тонн из потребленных более 10 млн.

В прошлом году Украина обеспечивала себя бензином собственного производства примерно на 45% — 1 млн тонн из потребленных 2,3 млн. Такое же количество топлива было импортировано из Беларуси, 250 тыс. тонн — из Литвы, еще около 50 тыс. тонн — из Румынии. С дизелем ситуация еще хуже: Украина произвела лишь около 14% (1,1 млн тонн), более 60% было завезено из Беларуси и РФ (8 и 2 млн тонн, соответственно), еще более миллиона тонн поставила Литва.

Логистика. Зависимость от поставок из двух стран-агрессоров до начала полномасштабного вторжения годами оставалась критической, и ни правительство, ни поставщики и производители топлива не предприняли ничего, чтобы эту зависимость снизить. В частности, никто не хотел заниматься организацией логистики из Европы. И как раз с ней у нас сейчас наибольшие проблемы. Доставка нефти и нефтепродуктов в Украину морским путем на сегодняшний день недоступна. Железнодорожные поставки, в том числе и из той же Литвы, теоретически все еще возможны через Польшу и другие соседние страны, но тут большой проблемой становится разная ширина колеи европейских и украинской железных дорог. Ну и пропускная способность западной границы, которая, по сути, осталась единственными воротами в страну.

Мировые цены. Цены на нефтепродукты сейчас рекордно высокие во всем мире. Они стабильно вместе с ценой нефти увеличивались еще с начала 2021 года, и полномасштабное вторжение России в Украину только ускорило этот процесс.

Если взять в качестве примера Польшу, из которой к нам сегодня поступает львиная доля топлива, то за последние три месяца стоимость литра дизеля в целом выросла на 29% (с 1,2 до 1,55 евро), а бензина — на 32,7% (с 1,19 до 1,58 евро), при том что нефть Brent выросла в цене с 95,4 до 117,7 долларов за баррель (на 23,4%). Подобная ситуация наблюдается и в других европейских странах, и в США. Соответственно, можно смело говорить о серьезных спекуляциях на рынках. При этом в той же Польше даже с учетом снижения налогов серьезно, на 25%, увеличились и оптовые цены, которые служат основой для сегодняшних цен на украинских заправках.

Так какова справедливая цена? Украинским покупателям на польской границе топливо обходится несколько дешевле: нужно отнять сниженные правительством Польши еще с начала 2022 года НДС и акциз. За вычетом налогов оптовая цена дизеля составит 5100 злотых (35340 грн), а бензина — 5160 злотых (35760 грн) за 1000 л. Поскольку украинские покупатели будут заинтересованы в больших партиях в десятки и даже сотни тысяч тонн, то цены могут быть еще несколько ниже, но не принципиально. Сюда нужно добавить сниженный по польскому примеру с 20 до 7% украинский НДС на нефтепродукты, акциз же на них в период действия военного положения вообще временно отменен.

Таким образом, на украинской стороне границе, в Краковце или Шегинях, например, 1000 л дизеля будут стоить от 37,8 тыс. грн, бензина — от 38,2 тыс. Добавим сюда стоимость доставки топлива до АЗС с учетом текущих сложностей с логистикой, затраты на реализацию и интерес продавца, причем чем дальше на восток, тем дороже обойдется доставка, а в прифронтовых районах продавцы будут закладывать еще и страховку рисков, и получаем, что на конец мая 2022 года в западных областях топливо обходилось от 45 грн за литр дизеля или бензина, а в восточных  уже от 50 грн. Дальше все уже зависит от честности, жадности и спроса. При относительно равной цене бензина и дизеля на границе Украины на заправках дизель стоит ощутимо дороже, так как спрос на него в стране выше. При этом в Украине бензин дороже газа всего на 25%, хотя в той же Польше — практически вдвое. Причина в меньшем размере рынка и количестве поставщиков, а значит, в меньшей конкуренции, которая «держит» цену.

Что повлияет на стоимость нефтепродуктов в среднесрочной перспективе

Так как практически все топливо импортируется, его цена напрямую зависит от курса гривни к доллару и евро. Прогнозировать дальнейшую динамику курса национальной валюты, тем более сейчас, — неблагодарное занятие. Но укрепляться она в ближайшее время не будет, но девальвация с учетом резкого повышения учетной ставки НБУ вполне может быть плавной, несущественно влияя на стоимость нефтепродуктов в Украине.

Проблемы с поставками нефтепродуктов из Европы, подробнее рассмотренные выше, после отмены госрегулирования цен постепенно решаются. Сделает свое дело и конкуренция с увеличением количества поставщиков. Завершение посевной и снижение спроса со стороны аграриев приведут к некоторому снижению цен на дизтопливо Но логистика стала сложнее и дороже, и без деблокады портов Черного моря эту проблему не решить. Да и мировые цены все еще весьма высоки.

Но в среднесрочной перспективе цены будут снижаться. Нынешняя стоимость нефти позволяет неплохо заработать американским производителям сланцевой нефти, точка безубыточности которых находится в районе 35 долл. за баррель, а их потенциальные производственные мощности практически безграничны.

Выход добычи сланцевых углеводородов на пик позволит значительно снизить напряжение на мировых рынках. Ведь мировой спрос, наконец, найдет предложение и уберет основной фактор роста цен на рынке, что приведет этот рынок к долгожданному эквилибриуму и, как следствие, к падению цен на нефть и нефтепродукты.

Конечно, важным глобальным фактором, как раз и формирующим повышенный спрос на энергоносители, является начало восстановления экономики большинства стран после коронакризиса. Это один из факторов, подогревающих цены на углеводороды. Однако большинство поставщиков сами заинтересованы в увеличении объемов поставок, поскольку спрос на их продукцию существенно упал в 2020–2021 годах, что снизило их доходы. Потому фактор повышения спроса должен быть уравновешен увеличением предложения.

В итоге в средне- и долгосрочной перспективе цены на нефть будут неизбежно падать. При условии отсутствия новых форс-мажоров, консенсусной ценой на нефть после окончательного успокоения рынка станут 65 долл. за баррель. Уже к концу текущего года можно ожидать стабильной цены ниже 100 долл. за баррель, а к середине 2023 года — порядка 75–80 долл. Это должно привести и к соответствующему, хотя и не пропорциональному, снижению цен на нефтепродукты в Европе как минимум на треть. Ощутимо падать по сравнению с нынешним уровнем будут и украинские цены, если правительство не додумается вернуть «довоенные» акциз и НДС.

Новости
Все новости
Новые технологии для мотоциклистов: Стельки D3O для снижения вибраций и повышения комфорта Новые технологии для мотоциклистов: Стельки D3O для снижения вибраций и повышения комфорта

Мотоциклисты хорошо знают, что одной из основных проблем при длительных поездках...

Volvo XC90 2025: Обновление легенды Volvo XC90 2025: Обновление легенды

Volvo XC90 2025 года получил обновления, которые позволят модели оставаться на...

Toyota подтвердила возрождение модели Celica Toyota подтвердила возрождение модели Celica

Toyota официально подтвердила, что работает над возрождением легендарного спортивного автомобиля Celica....

Новости
Все новости
Новые технологии для мотоциклистов: Стельки D3O для снижения вибраций и повышения комфорта Новые технологии для мотоциклистов: Стельки D3O для снижения вибраций и повышения комфорта

Мотоциклисты хорошо знают, что одной из основных проблем при длительных поездках...

Volvo XC90 2025: Обновление легенды Volvo XC90 2025: Обновление легенды

Volvo XC90 2025 года получил обновления, которые позволят модели оставаться на...

Hyundai отзывает модели Tucson и Santa Cruz из-за риска самопроизвольного движения Hyundai отзывает модели Tucson и Santa Cruz из-за риска самопроизвольного движения

Компания Hyundai начала отзыв определённых автомобилей моделей Tucson и Santa Cruz...