В Украине готовят возвращение обязательного техосмотра: что изменится для водителей
В Украине началась подготовка к масштабному обновлению системы безопасности на дорогах — восстановлению обязательного технического осмотра для всех категорий транспортных средств. Об этом сообщил заместитель министра развития общин и территорий Сергей Деркач. По его словам, сейчас формируется законодательная база, и решение станет одним из наиболее сложных политических шагов, поскольку затронет миллионы автовладельцев.
Почему техосмотр становится неизбежным
Необходимость возвращения проверки связана с несколькими факторами:
- обязательства Украины по адаптации к нормам ЕС;
- ухудшение технического состояния автопарка, средний возраст которого превышает 16 лет;
- рост количества ДТП, вызванных неисправностями автомобилей.
В настоящее время обязательный техосмотр проходят только грузовой, коммерческий транспорт и автобусы. Частные легковые авто после отмены процедуры в 2011 году фактически не проверялись более десяти лет.
Какие неисправности чаще всего скрыты
Из-за отсутствия контроля на дорогах всё чаще встречаются автомобили:
- с недостаточной эффективностью тормозов;
- с изношенными или неравномерно стёртыми шинами;
- с неисправной светотехникой;
- с утечками технических жидкостей;
- с повреждениями конструкции кузова.
Эксперты отмечают, что значительная часть аварий, связанных с потерей управляемости или увеличенным тормозным путём, возникает именно из-за скрытых технических проблем.

Каким будет новый техосмотр
Правительство ориентируется на европейскую модель контроля, которая предусматривает:
1.Регулярные проверки всех автомобилей
Планируемая периодичность будет приближена к стандартам ЕС:
- первый техосмотр — через 4 года после покупки;
- далее — каждые 2 года;
- старые авто — ежегодно.
2. Придорожные инспекции
Инспекторы смогут проверять:
- работу тормозной системы;
- исправность фар;
- рулевое управление;
- ходовую часть и состояние кузова;
- соответствие шин установленным нормам.
Такой подход применяют Германия, Чехия и Польша.
3. Ужесточение правил ввоза подержанных автомобилей
Перед регистрацией авто в Украине придётся:
- пройти техосмотр;
- устранить выявленные неисправности;
- транспорт с критическими повреждениями могут вовсе не допустить к эксплуатации.
Это в первую очередь коснётся автомобилей из США, значительная часть которых прибывает после серьёзных ДТП.
Как это работает в Европе
В Польше техосмотр — ежегодная обязательная процедура. Машина без действующей проверки:
- не может быть продана;
- не подлежит страхованию;
- автоматически блокируется в государственных реестрах.
Украина движется к аналогичной модели.
Что водителям стоит сделать уже сейчас
- проверить состояние тормозов, света, шин и подвески;
- пройти базовую диагностику, особенно владельцам автомобилей с большим пробегом;
- устранить мелкие неисправности, которые ранее можно было не замечать;
- подготовить документы — техпаспорт, страховку, сервисную историю.
Почему реформа неизбежна
- выполнение обязательств по европейской интеграции;
- стремительное старение украинского автопарка;
- ДТП, вызванные техническими неисправностями, фиксируются ежегодно;
- массовый ввоз авто после серьёзных аварий из-за границы.
Возврат обязательного техосмотра — вопрос времени. Первое время реформа может создать неудобства для водителей, однако в перспективе повысит безопасность на дорогах, улучшит техническое состояние транспорта и приблизит украинские нормы к европейским. Техосмотр вновь станет такой же обязательной частью эксплуатации автомобиля, как страховка или водительское удостоверение.