Ситуация с топливом. Кто торгует и по каким ценам?
Нехватка топлива в условиях государственного регулирования цен играет все новыми красками
Уже просматриваются главные категории заправщиков. Аналитик топливного рынка Сергей Куюн, условно разделив представителей топливного рынка в Украине и рассказав о них в своем блоге.
Прямые есть Открытые
Как правило, несистемные АЗС. Это могут быть небольшие или одинокие сети, которые открыто поднимают цены на топливо и торгуют за ними, несмотря на то, что такие цены значительно выше, чем установленные чиновниками. Стоимость бензина на таких заправках достигает 53-60 гривен за литр топлива. В основном они пользуются законами рынка
Хитрые
Эти маскирующие торговлю по завышенным ценам или просто держат сухие заправки, продавая все топливо в опте.
На этих заправках нули или необъяснимые обозначения типа 0,99 или 0,1 (мол, бензина нет, но есть). Но на кассе вам предложат купить топливо либо через программу, либо на талоне, либо прямо на месте за кэш, пробивая по кассе талоне собственной сети. Цены на 5-20 грн/л дороже «чиновников» — 50-60 грн/л.
Некоторые сети будут стоять с пустыми станциями, хотя топливо компания завозит немало. Его они реализуют вместе, где цены не регулируются. Оптовая цена на ДТ сегодня стартует от 50 грн/л, тогда как на станциях не должно превышать 44,76 грн/л. Формально нарушений нет. Бизнес есть бизнес.
Послушные
Те, кто торгует в розницу по регулируемым ценам. Однако горючего у них почти нет. А если есть то со специальными условиями (обязательные карты лояльности и лимиты отпуска в одни руки).
Проблема госрегулирования
Если упразднить госрегулирование, то топливо появится? Однозначного ответа здесь нет, но очевидно, что цены поднимутся до европейских. Конечно ситуация улучшится, но не сильно. От этого в Европе не появятся цистерны и локомотивы – основная причина нехватки нефтепродуктов в Украине.
Дело в том что смысл госрегулирования в его нынешнем виде неясен по другим соображениям. Никто не контролирует соблюдение граничных цен и схемы обхода. В таких условиях госрегулирование полностью теряет смысл.
Тем не менее цены снизятся
В связи с ожидаемой поставкой топлива через румынский и польский порты, цены на топливо пойдут на спад. Бензин опустится в цене до менее чем 40 грн за литр, а дизель не будет превышать 43 грн. Об этом сообщают в команде первого вице-премьера Юлии Свириденко.
Читайте также: где пройти сертификацию авто в Киеве