
Как Китай подрывает автомобильную промышленность Европы
Европейский автопром оказался в глубоком кризисе: закрываются заводы, сокращаются рабочие места и теряются торговые позиции. Главная причина — стремительный переход на электромобили и зависимость от китайских аккумуляторов.
Массовые сокращения и закрытия заводов
По данным ассоциации CLEPA, в 2024 году европейские производители автозапчастей сократили более 54 тысяч сотрудников, а только за первые шесть месяцев 2025-го — ещё 22 тысячи. Под удар попали не только рабочие на конвейерах, но и высококвалифицированные инженеры.
Торговый дефицит
Впервые в истории ЕС зафиксирован минус во внешней торговле автозапчастями.
- В первой половине 2025 года дефицит составил 1,4 млрд евро, тогда как годом ранее профицит был 4,4 млрд евро.
- За последние три года импорт китайских батарей для электромобилей удвоился, достигнув 11 млрд евро.
- Всего пять лет назад Европа экспортировала в Китай больше, чем импортировала, а сегодня ситуация полностью изменилась.
Потеря конкурентоспособности
Эксперты подчёркивают: это не временные трудности, а структурный кризис.
- Президент Ассоциации производителей автозапчастей SDCM Томаш Бебен предупреждает: если закрытие заводов станет нормой, Европа окончательно утратит своё конкурентное преимущество.
- Пока Китай и США активно поддерживают свои автомобильные секторы, Евросоюз остаётся пассивным.
Состояние европейского автопрома
По данным ACEA:
- В 2024 году в Европе выпустили около 14 млн автомобилей, что на миллион меньше, чем в 2023 году.
- В ЕС осталось 254 крупных автозавода, однако их перспективы под большим вопросом.
Европейская автомобильная промышленность всё сильнее зависит от китайских комплектующих, особенно аккумуляторов. Если Евросоюз срочно не примет меры, он рискует потерять одну из ключевых отраслей экономики и сотни тысяч рабочих мест.