Каким был 2022 год для автомобильного рынка Украины
Как оказали влияние на украинский авторынок закрытие портов, топливный кризис, нулевое растаможивание и постоянный рост курса валют?
За 2022 год авторынок Украины пережил очень много событий. Сложности начались еще с периода пандемии, когда ввоз транспортных средств замедлился, затем закрывались морские порты, а затем существенно менялся курс валют и возникли проблемы с топливом. В начале 2022 года во время пандемии коронавируса проблемы создавали ограничение работы сервисных центров для переоформления автомобилей.
С началом полномасштабного вторжения в Украину люди покупали авто для выезда в более безопасные места.
Весной 2022 года очень упали внутренние продажи автомобилей, еще и Сервисные Центры МВД не работали. В тот же период остановили работу морские порты, что явилось причиной усложнения и удорожания доставок автомобилей из Америки.
Ситуацию стабилизировали, наладив логистические пути через порты Европейского Союза.
Тогда ВРУ решили сделать временное освобождение от уплаты пошлины и других сборов на автомобили, которые ввозились в Украину, что наполнило автопарк нашей страны на более чем 200 000 автомобилей. С 1 июля, когда завершило действие «нулевое растаможивание», импорт автомобилей снизился.
Топливный кризис в мае 2022 года побудил быстрое решение проблемы и налаживание поставок топлива из стран Евросоюза, после российских обстрелов украинских нефтебаз и уничтоженных нефтеперерабатывающего завода.
Еще летом был период дефицита автомобилей за границей, украинцы вывезли все, к чему могли добраться. Автомобилей для импорта становилось все меньше, цены становились больше, еще и за счет роста курса доллара в Украине.
А осень стала сложнее из-за российских обстрелов и попыток уничтожить энергосистему Украины.
Такие препятствия не помешали украинцам, которые все равно покупали новые автомобили и пригоняли «евробляхи» из-за границы. Нулевое растаможивание, которое было несколько месяцев, оказало большое влияние на пополнение авторынка Украины.
Несмотря ни на что, автомобильный бизнес в нашей стране выдержал все сложности и продолжил работу.
Как менялся авторынок Украины
По данным «Укравтопром» за прошлый год в Украине было зарегистрировано 37 890 новых автомобилей, что является наименьшим показателем за столетие.
По сравнению с 2021 годом рынок упал на 63%. В последний раз такой кризис авторынок Украины переживал только в 2008 году, когда весь мир страдал от кризиса. Но даже тогда количество новых регистраций автомобилей составляло не менее 170 000 в год.
Март 2022 года был самым тяжелым. За тот период в Украине зарегистрировали всего 546 новых автомобилей, в то время как в марте 2021 года было 9000.
На следующие несколько месяцев в Украине ввели временное нулевое растаможивание (отсутствие уплаты пошлин и других сборов), поэтому украинцы начали ввозить транспортные средства из-за границы, вместо того чтобы покупать новые автомобили.
В самые активные месяцы импортировали до 80 000 автомобилей в месяц, что составляло почти в три раза больше, чем во времена полномасштабного вторжения.
На такой спрос повлияли реальные финансовые возможности украинцев, поскольку средняя стоимость подержанных авто, пригонявшихся из-за границы, составляет 5-10 тысяч долларов. Это те суммы, которые наши граждане могут позволить себе потратить на транспортное средство. Новые же автомобили, даже бюджетного сегмента, стоят в среднем 15-20 тысяч долларов.
Помочь украинцам покупать более дорогие новые автомобили может либо рост их дохода, либо кредитование и лизинг. Но для кредитования тоже есть отдельная проблема – проценты за пользование кредитом, стоимость страхования и сервисного обслуживания в дилерских станциях техосмотра.
Какие автомобили были в приоритете у украинцев в 2022 году
Предпочтения покупателей на новые транспортные средства особо не изменились за 2022 год.
На первом месте уверенно держится Toyota. Автомобили этой марки украинцы покупали в 2022 году больше всего — почти 7000. Самая популярная Toyota RAV4 — почти каждый третий приобретенный автомобиль является именно этой модели.
Kia Sportage – автомобиль, пользовавшийся наибольшей популярностью в 2021 году, в прошлом году потерял свои продажи на 87%.
За период временного нулевого растаможивания украинцы массово ввозили автомобили премиум-класса, которым по лет 10-15.
Какова была ситуация с электромобилями
Что касается электромобилей, то информации за весь 2022 год пока нет, но «Укравтопром» говорит, что по сравнению с прошлым годом электрокаров было ввезено на 28% больше (2021 год – 9130 электромобилей, 2022 год – 11700).
Даже, несмотря на проблемы с электроэнергией в Украине, спрос на электромобили значительно вырос в период лето-осень. Также спрос на электрокары был в мае, когда был пик кризиса топлива в Украине. В тот месяц было ввезено на 63% больше электромобилей, чем за аналогичный период 2021 года.
Nissan Leaf – занимает первое место среди электромобилей в течение 2022 года. Этих автомобилей было завезено 2145, что составило 18% всех импортируемых в Украину электрокаров. К слову, в 2021 году эта модель тоже возглавляла рейтинг.
Второе место занял Volkswagen ID.4 – 1142 импортированных автомобиля – 10% от общего количества.
Ситуация с электромобилями очень нестабильна, поскольку можно было
проследить скачок спроса в период топливного кризиса, однако ситуация начала меняться после первых обстрелов энергосистемы Украины.
Предложения продажи подержанных электрокаров выросли вдвое, а также снизились цены на них. Однако и количество покупок электромобилей растет. На сегодня сложно понять ситуацию и ее изменения из-за блекаутов. Это можно будет сделать только понаблюдав за рынком пару месяцев.