
Электромобили и энергосистема Украины: грозит ли массовая электромобилизация блэкаутом?
Развитие электромобилей в Украине продолжает вызывать горячие дискуссии. Одни видят в них будущее транспорта, другие — потенциальную угрозу для энергосистемы. Скептики утверждают: если количество «электричек» резко вырастет, сеть не выдержит нагрузки. Но действительно ли это возможно?
Сколько электромобилей в Украине
По состоянию на октябрь 2025 года в Украине зарегистрировано 193,5 тыс. электротранспортных средств, из которых 98% — легковые автомобили. Наиболее популярные модели — Nissan Leaf, Volkswagen e-Golf и Tesla.
Среднегодовое потребление энергии типичного украинского электромобиля составляет:
- 16,8 кВт·ч/100 км летом
- 21,8 кВт·ч/100 км зимой
- Среднегодовой пробег — около 12 800 км
Сколько энергии потребляют все электромобили
На основе этих данных аналитики подсчитали:
- Среднесуточное потребление — 1 141–1 480 МВт·ч
- Среднемесячное — 34,7–45,0 ГВт·ч
- Годовое — примерно 524 ГВт·ч
Это всего 0,63% от общего потребления электроэнергии Украины в 2023 году, или эквивалент 1–1,5 дней работы энергосистемы в зимний период.
Для сравнения:
- бытовой сектор потребляет около 30 ТВт·ч в год,
- промышленность — более 50 ТВт·ч.
Таким образом, все электромобили вместе используют лишь около 1,75% объёма электроэнергии, который расходуют украинские домохозяйства.
Когда заряжаются электромобили
Большинство владельцев заряжают автомобили дома или на работе, преимущественно ночью.
- 80–90% зарядок — медленные, с мощностью 2–3 кВт.
- Это происходит в часы минимальной нагрузки на систему, когда даже есть избыток генерации.
Быстрые зарядные станции (50–250 кВт) составляют менее 20% всех зарядок и оснащены системами защиты от перегрузок.
Хватит ли электроэнергии
Даже при текущем росте количества электромобилей украинская энергосистема имеет достаточный запас мощности.
Для примера:
- в 2023 году Украина потребила 83,2 ТВт·ч,
- а все электромобили — лишь 0,524 ТВт·ч.
Даже если число электромобилей утроится до 600 тыс. единиц, их потребление достигнет лишь 1,9% от общего объёма — это не критично.
Главный вызов — не генерация, а инфраструктура
Проблемы могут возникнуть не в производстве электроэнергии, а в локальных сетях — способности подстанций, линий и домашних электросистем выдерживать массовую установку зарядных устройств.
Этот вопрос уже учитывается в новых строительных нормах и энергетических планах городов.
Прогноз до 2030 года
Если темпы сохранятся (+50 тыс. авто в год), к 2030 году в Украине будет около 450–500 тыс. электромобилей.
Их годовое потребление составит 1,35 ТВт·ч, то есть около 1,3% от уровня генерации 2023 года.
Мнение експерта
«На сегодняшний день электромобили не представляют угрозы для энергосистемы Украины. Их развитие предусмотрено государственными стратегиями декарбонизации транспорта. Вместе с тем рекомендуется заряжать автомобили ночью или днём при солнечной погоде, когда вырабатывается избыток энергии солнечных электростанций, и избегать пиковых часов потребления»,
— Оксана Зуева, старший эксперт по открытым данным DiXi Group.
Текущее количество электромобилей не создаёт никаких рисков для энергосистемы Украины. Даже дальнейший рост автопарка не приведёт к перегрузке сети или блэкаутам.