Шановні клієнти,
Ми зіткнулися з кібератакою на онлайн-ресурси нашої компанії. У зв'язку з цим, наші сервіси (веб-сайт, електронні пошти, телефонні лінії) можуть тимчасово працювати з перебоями. Наша команда активно працює над усуненням даної проблеми. Просимо вибачення за можливі незручності та дякуємо за ваше розуміння.

Топливо из порта Констанца под вопросом: Украину ждут новые риски и возможный рост цен
22. 09. 2025

Топливо из порта Констанца под вопросом: Украину ждут новые риски и возможный рост цен

22. 09. 2025

С 1 октября 2025 года поставки нефтепродуктов из румынского порта Констанца, который считается одним из ключевых для украинского рынка, могут оказаться под санкционным контролем. Такое решение грозит сорвать логистику, ударить по импортёрам и привести к новому витку подорожания топлива в Украине.

Почему именно Констанца оказалась под прицелом

Ужесточение проверок касается импортного топлива, прежде всего ресурсов из Турции, Грузии и Молдовы. Теперь в этот список могут добавить и поставки из Индии — с крупнейшего в мире нефтеперерабатывающего завода Reliance Industries в Джамнагаре и порта Сикка. Именно эти объёмы нередко поступают в Украину через Констанцу.

По словам аналитиков, главная подозрительная деталь — возможное «смешивание» индийских и турецких нефтепродуктов с сырьём российского происхождения.

Масштабы импорта и уровень угрозы

По данным главы Консалтинговой группы «А-95» Сергея Куюна, через Констанцу в Украину поступает около четверти всего импорта дизельного топлива. Речь идёт примерно о 59% индийского дизеля. Потеря этого направления особенно опасна накануне зимнего сезона и с учётом разрушения Кременчугского НПЗ.

Игроки рынка предупреждают: заменить такие объёмы быстро практически невозможно. Это грозит ростом цен минимум на 1–2 грн/л, ухудшением отношений с Румынией и дестабилизацией рынка в целом.

Возможные альтернативы и ограничения

Одним из вариантов рассматривается использование речного канала Сулина. Однако с ноября Румыния планирует ограничить его пропускную способность — только один танкер в сутки, что критически снижает объёмы перевозок. Дополнительный фактор риска — осенние шторма, которые традиционно осложняют морскую логистику.

Эксперты также подчёркивают угрозу безопасности. Скопление танкеров в портах создаёт потенциальные цели для российских атак. Потопление хотя бы одного судна приведёт к экологической катастрофе.

Монополия Греции как сценарий

Если поставки через Констанцу окажутся под санкциями, Украина фактически останется с одним направлением импорта — через Грецию. В этом случае греческие поставщики получат монопольное положение и смогут диктовать цены. В сочетании с дополнительными логистическими расходами это неминуемо приведёт к росту стоимости топлива на внутреннем рынке.

Критика выборочного подхода

Сергей Куюн обращает внимание на проблему двойных стандартов: санкции пока не затрагивают некоторые турецкие и европейские порты, хотя они также связаны с российским сырьём. Эксперт напоминает о схемах, когда российский дизель «превращают» в турецкий или индийский путём замены документов.

По его словам, Украине стоит действовать постепенно, как это делал Евросоюз. Жёсткое и резкое ограничение поставок грозит дефицитом, тогда как плавная адаптация позволит импортёрам найти новые маршруты.

Что дальше

Сейчас проходят консультации между правительством, таможенными органами и трейдерами. По словам Куюна, речь идёт не о полном эмбарго на Констанцу, а о усиленном лабораторном контроле каждого судна. Это приведёт к дополнительным затратам — от $15 до $20 на каждую тонну топлива из-за простоя танкеров.

Порт Констанца уже получил сигнал из Киева и ведёт переговоры с трейдерами. Для Румынии украинское направление является стратегическим: после начала полномасштабной войны именно этот хаб стал ключевым каналом поставок, что позволило модернизировать инфраструктуру.

Украина оказалась перед сложным выбором: либо ослабить санкционное давление, чтобы избежать дефицита и скачка цен, либо принять риски и готовиться к подорожанию топлива и росту напряжённости на рынке. В любом случае стране придётся учитывать и вопросы безопасности, и стратегические отношения с Румынией, которая остаётся важным союзником.

Новости
Все новости
Renault представил кроссовер R4 в формате фургона Societe: электромобиль для бизнеса Renault представил кроссовер R4 в формате фургона Societe: электромобиль для бизнеса

Французский автопроизводитель Renault расширяет линейку своих электромобилей в ретро-стиле, представив новую...

BMW подтвердил выход iX5 Hydrogen: серийный кроссовер на водороде появится в 2028 году BMW подтвердил выход iX5 Hydrogen: серийный кроссовер на водороде появится в 2028 году

Немецкий автопроизводитель BMW делает ставку на альтернативное «зелёное» топливо и официально...

Кабриолеты на украинском авторынке: кто и зачем их покупает? Кабриолеты на украинском авторынке: кто и зачем их покупает?

Кабриолет в Украине — настоящая редкость и скорее исключение, чем массовое...

Новости
Все новости
Renault представил кроссовер R4 в формате фургона Societe: электромобиль для бизнеса Renault представил кроссовер R4 в формате фургона Societe: электромобиль для бизнеса

Французский автопроизводитель Renault расширяет линейку своих электромобилей в ретро-стиле, представив новую...

BMW подтвердил выход iX5 Hydrogen: серийный кроссовер на водороде появится в 2028 году BMW подтвердил выход iX5 Hydrogen: серийный кроссовер на водороде появится в 2028 году

Немецкий автопроизводитель BMW делает ставку на альтернативное «зелёное» топливо и официально...

Топливо из порта Констанца под вопросом: Украину ждут новые риски и возможный рост цен Топливо из порта Констанца под вопросом: Украину ждут новые риски и возможный рост цен

С 1 октября 2025 года поставки нефтепродуктов из румынского порта Констанца,...