
АЗС в Украине перешли на новые чеки, но законность вызывает вопросы
С 1 марта 2025 года украинские автозаправочные станции начали выдавать чеки обновленного образца в соответствии с требованиями Министерства финансов. Однако этот переход вызвал обеспокоенность, поскольку некоторые АЗС используют регистраторы расчетных операций (РРО) с версиями программного обеспечения, не внесенными в Государственный реестр.
Как изменились фискальные чеки?
Внедрение новой формы чеков затронуло всех операторов рынка топлива. Представители национальных и региональных сетей АЗС подтвердили, что большинство станций успели перейти на новый формат еще до 1 марта. В некоторых случаях настройки систем проводились в последний момент, что могло повлиять на начало реализации топлива.
Экс-глава комитета Верховной Рады по налоговой политике Нина Южанина проверила, как работают новые чеки, купив топливо на девяти АЗС под брендами ОККО, WOG, SOCAR, SHELL, AMIC, «БАРС», «БРСМ», UPG и KLO. По ее словам, восемь из них уже выдавали фискальные чеки нового образца, а одна еще использовала старый формат, но в ближайшее время должна была обновиться.
Юридические риски для АЗС
Южанина отметила, что, хотя приказ Минфина о новой форме чеков является обязательным для исполнения, сам процесс перехода может противоречить законодательству. Дело в том, что программное обеспечение некоторых кассовых аппаратов не было официально внесено в реестр Государственной налоговой службы.
Из-за этого налоговая служба, получив фискальные документы нового формата, может аннулировать регистрацию таких РРО. Это может создать ситуацию, когда операторы, которые обновили свои системы, нарушат закон, а те, кто не перешел на новый формат чеков, также могут быть оштрафованы.
«Кто будет отвечать за нарушение: те, кто все еще использует старые чеки, или те, кто обновился, но с нарушением норм?» — задает вопрос Южанина.
Последствия для бизнеса
Налоговая служба напомнила, что отсутствие надлежащих фискальных чеков может стать основанием для приостановления лицензий на продажу топлива, алкоголя и табачных изделий.
При этом одной из ключевых проблем является нехватка времени для обновления систем. Протокол передачи данных, необходимый для работы новых чеков, был утвержден лишь 19 февраля — за десять дней до внедрения изменений. Для полноценной регистрации обновленных версий РРО нужно больше времени, поэтому многие компании оказались в сложной ситуации.
Будут ли применяться штрафные санкции и как будет развиваться ситуация, пока остается открытым вопросом.