Rаba: 120 лет истории производства грузовиков и инженерных достижений
В 2024 году венгерская автомобильная компания Rаba отмечает свое 120-летие. Эта историческая марка, основанная в городе Дьер, получила свое название в честь реки, протекающей неподалеку от завода. С самого начала своего существования компания стала символом инноваций в автомобильной промышленности.
В 1904 году Rаba выпустила свои первые грузовики, которые стали настоящим прорывом в мире автомобилестроения. Разработанные инженером Дьюлой Корокнаи, эти машины имели уникальную конструкцию: все колеса были как ведущими, так и управляемыми. Артиллерийские тягачи, оснащенные двигателем внутреннего сгорания мощностью 40 л.с., также имели лебедку и способность перевозить грузы весом до 2 тонн.
В 1906 году Rаba начала производство почтовых фургонов, созданных знаменитым венгерским изобретателем Яношем Чонкой. Эти фургоны стали примером функциональной техники, отвечающей требованиям своего времени. В следующие годы компания расширяла свой ассортимент, покупая лицензии на производство других грузовиков, в том числе Praga V в 1912 году, которая вышла на рынок под названием Rаba V.
В течение 1920-х годов компания превратилась в крупнейшее машиностроительное предприятие Венгрии. Rаba выпускала автомобили по лицензиям таких компаний, как Austro-Fiat, Krupp и MAN. Во время Второй мировой войны предприятие выпускало грузовики, броневики, танки и даже самоходные артиллерийские установки. Одной из самых известных моделей того периода стала Rаba Botond — вездеход с задней независимой подвеской, созданный для армейских нужд.
После войны, до 1951 года, Rаba продолжала выпускать грузовики, но затем была вынуждена перейти на другое производство. Восстановление автомобильного направления началось в 1963 году, когда завод начал изготовление мостов для автобусов и троллейбусов. В 1968 году предприятие совершило стратегический прорыв, начав производство дизельных двигателей и грузовиков по лицензии MAN.
В 1990-х годах компания снова внедряла новые технологии, создавая грузовики с кабинами MAN и DAF, а также работая над улучшением своих двигателей. В конце 2000-х Rаba сосредоточилась на производстве специализированной техники для оборонного сектора и комплектующих для тяжелых грузовиков, автобусов и тракторов.
Сегодня Rаba является важным игроком на международном рынке, поставляя мосты для тяжелой техники на рынки Европы, США и Японии. Одной из последних инноваций стало сотрудничество с Volvo в 2014 году, которое привело к выпуску пожарных автоцистерн на базе шасси Renault. Благодаря богатой истории, техническим достижениям и глобальному сотрудничеству, Rаba остается символом инженерного мастерства Венгрии.